Роспись плафонов и потолков

Произведения монументально-декоративного искусства нередко размещаются на горизонтальных поверхностях. Роспись плафонов и потолков широко применяют при строительстве театров, аудиторий, станций метрополитена и т. д. При таком использовании произведений монументально-декоративного искусства создаются неудобства для их обозрения, ибо они не попадают в нормальное зрительное поле (особенно если находятся за пределом 45° вертикального угла видимости). Трудно доступность обозрения плафонов вызывает зрительные усилия, физическую напряженность. На это также влияют: фактор назначения интерьера; фактор времени; количество зрительной информации.

Трудно найти логическое оправдание росписи плафонов, например, в станциях метрополитенов, где почти всегда много людей, которые спешат, стараются не задерживаться и, естественно, не имеют времени и нормальных условий для обзора, раскрытия смыслового содержания и оценки произведений искусства, находящихся на потолке.

Иногда во внутреннем пространстве используется прием «перетекания» живописи или другого вида монументально-декоративного искусства со стен на потолок и наоборот. Получается сложная, уже не трехмерная, а многомерная живописная пространственная форма. Внутреннее пространство визуально не ограничивается архитектурными формами. Произведения монументально-декоративного искусства принимают на себя архитектурно-пространственную функцию. Если необходимость подобной трансформации внутреннего пространства исходит из специфичности назначения интерьера, требующего большого количества зрительной информации и сильного эмоционального воздействия (например, геометрически правильные стены и плоский потолок Дворца культуры в Златоусте свободно расписаны в стиле народного балаганчика), то напрашивается вывод: архитектура в данном случае не способна выполнять   свою  функцию.